Подмена понятий. Как больные дети стали "особенными"

 
часть 1 "Подмена понятий. "Больные" и "особенные" дети, в чём разница"
часть 2 "Подмена понятий. Разбираем на конкретном примере "особенных" детей"

часть 3


"Особенные люди", "особенные дети".
О чём вы думаете, когда слышите эти слова?

 

 
Ещё не так давно в сознании возникал образ людей, которые выбивались из общей массы благодаря своим талантам и необычным способностям, свойствам личности. Теперь картина выглядит не столь однозначно, стараниями пропаганды иной раз думается исключительно о людях и детях с ограниченными возможностями, проблемами со здоровьем, о больных детях.

Это третья статья по теме, и обязана она своим появлением читательскому отклику в комментариях к предыдущим статьям. Свои разъяснения оставляла педагог-психолог, имеющая отношение к некой организации, работающей с "особенными" детьми, как становилось понятно из её комментариев. Глаголы в прошедшем времени, поскольку вскоре она удалила большую часть своих комментариев.

Педагог-психолог объяснила, что больных детей стали определять, как "особенных" по насущной необходимости. Существуют различные группы детей, которые нуждаются в создании особых условий обучения и развития. Это дети с заболеваниями, дети-инвалиды и дети с особенностями развития. Больные дети не всегда являются инвалидами, а дети с особенностями развития (например, с задержкой развития речи) не только не инвалиды, но и совсем не больны. Перед специалистами встал вопрос, как назвать все эти столь различные категории одним словом, и тогда расширили значение термина "дети с особенностями развития".

Ситуация, нарисованная комментатором, в целом понятна, но странно, что при этом позабыли об уже существовавшем термине "дети с ограниченными возможностями", который полностью соответствует теме. Правда, "ограниченные дети" звучит не столь благозвучно, как "особенные". И вот тут вырисовывается очень интересный момент - если ставка была бы сделана на "детей с ограниченными возможностями", то "ограниченными" остались бы лишь они, возможности, и подмены не получилось бы вообще.

Легко представить реакцию родителей, назови какого-либо ребёнка с проблемами "ограниченным" - родители немедленно взбунтовались бы. К гадалке не ходи, самая безобидная отповедь звучала бы следующим образом: "Как вам не стыдно манипулировать! Если у ребёнка ограничены возможности, это не значит, что у него ограничен ум."

И родители были бы абсолютно правы. Попробуйте назвать ограниченным и не соврать при этом, например, гениального Стивена Хокинга - человека с ограниченными возможностями.
Однако, когда ребёнка с проблемами называют "особенным", складывается совершенно иная картина - родители не протестуют, хотя, принцип подмены используется тот же самый, что и в предыдущем случае:

 
- дети с ограниченными возможностями, значит, ограниченные дети
- дети с особенностями развития, значит, особенные дети

В обоих случаях неправомочно переносится признак одного предмета на другой:
 
- ограниченные возможности - ограниченные дети
- особенности развития - особенные дети

Понять родителей можно, "особенный" - звучит привлекательно, к тому же, для матери ребёнок всегда особенный, потому как свой, родной, неповторимый. И мало кто в таких условиях стал задумываться над сутью вопроса. Подмена легко случилась и вышла в жизнь. И сейчас некоторые люди считают уже хорошим тоном постоянно при любом разговоре подменять понятия, не понимая, видимо, результат.

А он, результат, такого безобидного, казалось бы, действия, весьма серьёзен. Подмены понятий способны запутать человека до такой степени, что он утрачивает ясность понимания ситуации. Если человек принимает искажённую подменой картину мира, как должное, то в результате искажается его сознание, он становится способен воспринимать другие искажения реальности, как норму, а естественную логику вещей перестаёт считать таковой. К сожалению, наблюдаем мы подобное сейчас в избытке.

Предвижу, что при желании можно попытаться найти другие "аргументы" в пользу "особенных" детей . На это надо заметить, что все попытки признать естественным существование "особенных" детей автоматически приводят к признанию "ограниченных" детей, поскольку эти схемы являются идентичными образованиями.
Вот такие случаются казусы, если пытаться искажать логику.


часть 4   Подмена понятий. Почему "болезни" совсем не "особенности"

 
Категория: Болезни и особенности | Просмотров: 94