Подмена понятий. Разбираем на конкретном примере "особенных" детей

 
читайте часть 1 "Подмена понятий. "Больные" и "особенные" дети, в чём разница"

часть 2


Столкнуться в наше время с подменой понятий проще простого. И хорошо, если вы будете ясно видеть ситуацию с самого начала и иметь осознанное понимание происходящего.
Один из конкретных примеров - тяжелобольных детей часто называют особенными, и это не образное выражение.

 

 
В статье "Подмена понятий. "Больные" и "особенные" дети, в чём разница" вы можете прочитать обширное вступление, где разъясняются общие вопросы по этой теме. Здесь рассмотрим проблему подробно.

Для создания идеалогической почвы используют несколько направлений. Об одном из них рассказано в вышеназваной статье - дети мужественные, талантливые, позитивные, что делает их на самом деле особенными, и на этом основании употребляется это слово "особенные" вместо "больные".
Проведём аналогию. На первый взгляд всё выглядит логично - если люди высокие и кудрявые, то их не обязательно называть высокими, можно только кудрявыми.

 

 
Так и поступим:
- Добрый день, дорогие друзья! Кудрявые люди. Как вы понимаете, сегодня мы поговорим о кудрявых людях.

И будем при этом обсуждать те проблемы, с которыми сталкиваются высокие люди:
- Кудрявые люди, как и все остальные, не защищены от различных проблем в своей жизни. Проходя в дверь, им постоянно приходится пригибаться, иначе не избежать травмы головы, настолько низкие для них наши стандартные дверные проёмы. С покупкой кровати у кудрявых людей тоже всё обстоит совсем не просто - чтобы они могли уместиться на кровати, им приходится заказывать мебель по своим индивидуальным размерам, что, конечно, выходит гораздо дороже, чем покупка мебели стандартного размера.

Чувствуете дискомфорт? Правильный ответ "да", поскольку причинно-следственные связи нарушены - кудрявость не является причиной проблем высоких людей. Ровно также, как таланты не являются причиной проблем больных людей. Очевидно, что эти причины надо искать в области, связанной с заболеваниями.

Когда мы ведём разговоры на какую-либо тему, озвучивая её, мы создаём некую форму, которую заполняем в процессе соответствующим ей содержанием. Например, если мы взяли тему "кудрявые люди", то направление нашего разговора будет придерживаться этой темы. Тема "кудрявые люди" является формой, а разговор на эту тему - содержанием. А форма, как известно, соответствует содержанию и наоборот.
При подмене понятий этот основополагающий принцип мироздания нарушается - форма и содержание теряют своё соответствие: форма "кудрявые люди" наполняется содержанием "высокие люди", форма "особенные дети" наполняется содержанием "больные дети".

Ещё одно объяснение выглядит следующим образом - за этими детьми необходим особый уход, значит, это особенные дети.
Аналогия - если человек в зелёном пальто, значит, он зелёный человек, а если человек в коричневом пальто, значит, это коричневый человек.
Несуразица и нарушение логики видны отчётливо. Характеристика одного предмета волшебным образом перенесена на другой.


 
Но, может быть, замещение "больных" детей "особенными" всё же является просто метафорой и употребляется в переносном значении?
Говорим же мы "строить воздушные замки" вместо "мечтать попусту" или "смотреть сквозь розовые очки" вместо "не замечать недостатков". Оба примера иллюстрируют, что при одинаковом смысле сами выражения различны. Иными словами, некая суть(смысл) выражается различными формами.

"Больные" и "особенные" - различные выражения различной сути. При подмене получается уродливая конструкция. Однако, некоторые титулованные лингвисты смогли увидеть в этом, ни много, ни мало, а целый естественный процесс словообразования.

На первый взгляд, получается конструкция, где единая форма имеет несколько смыслов - так называемые, многозначные слова.
Например, слово с несколькими значениями - "нос": орган, нос корабля, носок, мыс. Характерно, что все эти понятия при имеющихся смысловых различиях имеют некую объединяющую характеристику: нос - это выдающаяся вперёд, выступающая часть предметов и вещей. То есть, у слова, имеющего несколько значений, прослеживается их определённая смысловая аналогия.

У "больных" и "особенных" аналогии нет, это два совершенно различных явления, которые каждый имеют свою форму выражения.
Отсюда мы видим ещё одно доказательство, что при подмене слова "больной" на "особенный" происходит нарушение принципа соответствия формы и содержания, когда в форму "особенный" вкладывается смысл "больной", как бы красиво и завлекательно это не выглядело на поверхностный взгляд.

Но, может быть, со временем всё придёт в норму, и это несоответствие исправится, когда слово "больной" совсем уйдёт из нашего обихода и мы будет постоянно использовать слово "особенный"?

Слово "особенный" будет иметь два значения - чисто "особенный" и "больной", пусть даже оба эти смысла не имеют между собой ничего общего. В таком случае возникает необходимость пройти путь словообразования до конца, и переименовать болезни в особенности. Ведь, логично, что особенным человека делают именно особенности. Дальше ещё интереснее - особенности имеют практически все процессы и явления, те же болезни имеют свои особенности течения. В таком случае, как это будет выглядеть? Особенности течения особенностей?

Когда происходит подмена понятий, то нарушаются все логические связи, которые возможно отыскать в привязке к данному случаю. Потому оправдать подмены невозможно в принципе. С какой стороны ни посмотреть, всегда будут лишь искажения, ложь и невероятные открытия, которые однозначно покажут всю глупость попыток оправдать подмены.
Иначе быть не может, поскольку мир держится на логичных и взаимосвязанных принципах и законах, нарушение одного ведёт за собой нарушение последующих.
 
Категория: Болезни и особенности | Просмотров: 126