Снова об искусстве. О железных аргументах, бестолковых современниках и сведущих потомках

 
Пройдёмся по следам недавнего скандала с импортной скульптурой, установленной на Болотной набережной в Москве.
Но поговорим не об этой "художественно" наваленой куче, поговорим об искусстве в целом. В очередной раз.

(прочитать о возникших страстях вокруг скульптуры можно на сайте "Проницатель" в Новостях
"Галкин, Ксения, Божена и специалист Миндлин: два взгляда на искусство. Дремучие лохи и крутые художники")

Поводом стало высказывание специалиста в области современного искусства и архитектуры Михаила Миндлина, о чём написало издание РБК

(17.08.2021, статья "Эксперты оценили скульптуру глины на Болотной набережной в Москве"):

"Миндлин также отметил, что ранее работы Рембрандта ван Рейна, Франсиско Гойи называли антиискусством, а произведения Ван Гога — антиэстетикой, в то время как сейчас в любом кафе можно встретить репродукции их работ."


 
Говоря проще, смысл в том, что современники, бывает, оказываются не в состоянии разглядеть талант, выраженный необычным, непривычным для времени образом. Творчество многих художников при жизни не было оценено по достоинству. И только потомки смогли отдать им должное, разглядев и поняв гениальность их творений. Эти художники были новаторами, первопроходцами, одними из первых, кто сумел приблизить будущее, привнести его в настоящее. Их прогрессивное мышление и видение мира опережало их время, и понять это дано было далеко не всем. 
Этот железный аргумент частенько приводят тогда, когда стремятся втюхать под видом искусства очередную, простите, хрень. Будь то акционизм или скульптура, картина и т.д. 

Заезженный аргумент, произнесённый Миндлиным в очередной раз вслед за многими другими светлоликими деятелями. Вот, любит у нас "прогрессивная" часть общества эту мысль, что поделать. 
И, ведь, сильно звучит! Правы, ведь? 
До сих пор я не находила, что можно противопоставить, чем оспорить. А вдруг? И в растерянности морщила лоб, пытаясь зацепить хоть какую продуктивную мысль, возможную использовать в качестве контраргумента. Но, увы...
И, хотя, душой чувствовала, что правда не на их стороне, ничего толкового возразить не могла. 

В этой связи вспоминаю забавную историю, которая до сих пор улыбает. Произошла она за рубежом несколько лет тому назад. Прогрессивная художница-акционистка задумала очередную художественную прогрессивную акцию. Залезла в голом виде на дерево, стала пытаться воплотить задуманное, но только запуталась в верёвках и повисла, не имея возможности выбраться. Провисела она в таком интересном положении достаточно долго, но всё закончилось благополучно. Думаете, она одумалась? Да ничего подобного! Почувствовав землю под ногами, она принялась выискивать смысл в своём провале. 

И эта история, на мой взгляд, в определённой мере раскрывает суть акционизма и иных направлений современного "искусства" - абы что сотворить. 
Талантом не блещем, но чем поразить - придумаем и смыслов понаходим.  

Смысл, это, знаете, всё. За безсмысленность никто не подпишется. И не важно, какие у смысла взаимоотношения с самим творением. И даже не важно, что это за творение - главное, чтобы он, смысл, был. Сам по себе. Чтобы существовал, громко и уверенно заявлял о себе. Или даже кричал и вопил. 

Я, вот, возьму и сотворю акцию. Назову её "Плевать я на всех хотела". Буду ходить и натурально плевать на встречных. А что? Акция же. Со смыслом. Глубоким, к тому же. 
Подниму вопрос о проблемах личности в современном обществе. О бремени зависимости от традиционных условностей, которое несёт на себе каждый из нас, и с которым необходимо покончить, чтобы каждый человек обрёл, наконец, свою истинную свободу. 
Красиво завернула? И актуально, ведь! Всё в тему. Не сомневаюсь, займу достойное место среди художников-акционистов и прочих деятелей современного искусства.

У Кучи тоже со смыслами всё в порядке. Тот же РБК:
"В пресс-службе фонда V-A-C в Facebook пояснили, что произведение посвящено "осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека". Куратор Франческо Бонами заявил, что Фишер своей скульптурой "обращается к творческому началу, которое есть в каждом из нас".

Да, прочитаешь - и уже не подойдёшь с наскока. Фразы то... Ого-го! Осмысление, акт созидания, преображение материи... Целая философия. Помноженная на физику. 
А вы тут - кууча...

Но, что, всё же, странно... Я думала, что каждый художник своим произведением обращается к творческому началу зрителя. А тут, оказывается, только швейцарец Фишер... Даже обидно как то за остальных. 

Но такие обидчивые, как я, далеко не все. 
Вот, специалист Миндлин, похоже, согласен с куратором и уверен, что скандальная Куча на Болотной - произведение искусства. Ко всем смыслам впридачу автор успел создать себе багаж из крутых галерей, "вплоть до мексиканского Jumex и венецианских арт-биеннале". (Ксюша восхищалась, если что.) Яблоко от яблони, как говорится, от гения - гениальное.
Но и от Миндлина мне прок случился. Нечаянно. Нежданно.
Бывает же, прочитала его цитату и меня осенило - контраргумент нашёлся! 
Столько лет безплодных размышлений, а тут вдруг в один момент!..
Понятно, что специалист в области современного искусства и архитектуры даже помыслить не мог о своей роли. 
Вот что теперь скажет Венедиктов? Он тоже любитель повторять этот бывший железным аргумент.

Мысль, в общем то, проста.
Да, современники некоторых художников прошлого не видели никакой ценности в их работах. Да, мы видим в куче только кучу. 
И, да, только потомки через какое-то время смогли оценить недооценённое по достоинству.  
Уж не засланцы ли вы из будущего, господа? 


читайте в продолжение темы "Искусство, которое должно провоцировать"

 
Категория: Называйте вещи своими именами | Просмотров: 116