Искусство, которое должно провоцировать
Поговорим об искусстве. Поразмышляем немного. Не о направлениях и стилях, в целом.
Времена нынче такие, революционные. Чуть зазевался - тебе в сознании уже переворот устроили, и ты начинаешь смотреть на мир и видеть искусство там, где его отродясь не было. Помните, то членовредительство объявляли художественным актом, то поджог входной двери. Тут логика такая, что отличить искусство от всего остального теперь можно не по действиям художника, как было раньше, а по месту приложения усилий. Иными словами, раньше человека начинали считать художником только в том случае, если он умел совершать необходимые художественные действия - рисовать, например, писать картины. Ныне этого уже не требуется, маркерами становятся иные вещи. И, судя по приведённым выше примерам, определяющее значение имеет, прежде всего, место действия. Вот если кто-то у себя дома займётся членовредительством, то оно таковым и останется. А если выйдет на Красную площадь и там прибьёт часть себя к брусчатке, то это уже квалифицируется, как акт искусства. С поджогом дверей логика такая же - место имеет значение. Где-то это будет просто поджог, а в отдельных местах - искусство. Вот такая революционная логика. И она, эта логика, вообще-то, не просто так, а даже идеалогическую основу под собой обрела. Апологеты "авангардной философии" искусства с гордостью демонстриуют всему миру свой сногсшибательный аргумент - искусство, говорят они, должно провоцировать. О, как! Сильно сказано! Но сразу добавляют, видимо, почувствовав перебор: провоцировать - в хорошем смысле этого слова.
В хорошем? Озадачили. И, хотя, словари пишут, что слово "провоцировать" образовано от латинского provocare, где смысловая часть vocare - звать, в русском языке оно употребляется чаще всего в ярко выраженном негативном ключе. "Провокатор" имеет презрительный, уничижительный смысловой оттенок, в котором отчётливо слышится брезгливое отношение. Поскольку провокации обычно связаны с подлостью, действием из-под тишка, обманом, использованием вслепую и прочими манипулятивными методами. Часто провокациями возбуждаются в человеке все самые негативные реакции, в результате чего он теряет контроль над собой, утрачивает способность здраво мыслить и становится способен совершать весьма неприглядные поступки. Что-то хорошее, согласитесь, здесь отыскать просто невозможно. В Большом словаре иностранных слов (издательство «ИДДК», 2007) говорится прямо:
При этом примеры сочетаемости с другими словами в своём большинстве несут именно негатив. Сравним два слова со схожим, но полярным смыслом (сайт КартаСлов.ру):
Очень наглядно.
В мире, где искусство провоцирует, всё переворачивается с ног на голову. И тогда оно встраивается в один ряд со скандалами, кризисами, агрессией, а художников начинают подменять провокаторы. Талант уже не имеет значения. Его отсутствие маскируется глупыми, безнравственными или даже преступными выходками, которые сопровождаются громкими криками и заявлениями. А зритель становится жертвой, объектом провокаций. С уверенностью можно сказать, в таком случае без разницы, художественно вас провоцируют или нет. И есть иной мир, где искусство побуждает и вдохновляет. Художник там творец и созидатель. Он даёт импульс зрителю, будит его душу и ум, чтобы пробудившись и вдохновившись идеей, зритель благодаря своему внутреннему пространству смог расширить мир прекрасного и увеличить прекрасное в этом мире.
читайте в продолжение темы "Снова об искусстве. О железных аргументах, бестолковых современниках и сведущих потомках" | |
Категория: Что происходит? Суть процессов | Просмотров: 157 |