Подмены понятий: как распознать и понять их. Несколько слов о принципе подобия

 
В последние время задачки можно черпать прямо из жизни. Вы пытались когда-нибудь разгадывать подмены понятий? Наверняка, они периодически встречаются вам где-нибудь в теле- и радиоэфире, в интернете.
 

 
Конечно, подмену сначала надо суметь распознать, а это не всегда сразу получается сделать, поскольку технологии манипуляций сознанием своей особенностью имеют незаметное воздействие на человека. Подмены понятий часто выглядят, как просто неловкие фразы, случайно выстроенные с нарушением логики. Или мнением, настолько отличным от вашего, что вы оказываетесь не в состоянии постичь его смысл. Вы можете чувствовать нестыковки, но понять сразу суть подмены бывает очень сложно.

О том, что происходит в нашем сознании при встрече с подменами понятий вы можете прочитать в статье 
"Подмена понятий: что происходит в вашей голове, когда вы с ними сталкиваетесь"

Некоторые цитаты из комментариев педагога-психолога
(о чём подробнее вы можете прочитать в статье "Подмена понятий. Как больные дети стали "особенными") :

- "особенный - не такой, как все";
- "всё, что нас отличает, делает нас особенными";
- "особенность - это то, что отличает нас от других, отличать может болезнь";
- "у каждого человека есть свои особенности, то, что отличает его от других, и это может быть высокий рост, музыкальный слух, аллергия на арахис";
- "особенные - широкое понятие, которое может всключать в себя и талантливый, и одарённый, и больной, "отличающийся от других", "не такой, как все", а вовсе не "талантливый" или "гениальный".


Читаешь, и мысли разбегаются. На первый взгляд все утверждения выглядят предельно просто, однако, ясности понимания не наступает в отличие от тех случаев, когда вы сталкиваетесь с обычной чушью. Если вы читаете, что

солнце зелёное, а трава фиолетовая,

вы сразу понимаете смысл и видите несоответствие действительности. При подменах у вас возникает множество вопросов, ответы на которые вы не находите, и чем дальше вы углубляетесь в тему, тем больше возникает непоняток.

С одной стороны, трудно не согласиться с тем, что особенный - не такой, как все. С другой стороны, болезнь - не особенность, поскольку больные люди не особенные, они такие же, как все, только больные. (Подробнее вы можете прочитать в статье "Подмена понятий. Почему "болезни" совсем не "особенности")

В противном случае, если поставить знак равенства между болезнями и особенностями, ситуация должна выглядеть следующим образом: когда здоровый, то обычный, заболел - стал особенным, выздоровел - опять стал обычным и так по кругу.

Вот, например, утверждение о том, что особенность - это то, что отличает нас от других. Прежде всего, отличают отличия, нет?

Могу ли я сказать, что

- у меня есть старинный велосипед, который меня отличает от соседей, значит, я особенная?
- Или моё особенное серо-бур-малиновое платье сделает меня особенной?


Да, педагог-психолог так и говорит, что всё, что нас отличает, делает нас особенными.

Разовьём мысль. У всех людей есть нечто, отличающее их от других, следовательно, все люди без исключения являются особенными, в таком случае, кто же является рядовым, обычным? Кто те люди, от кого отличны люди особенные? На что педагог ответила:

"... если бы все были клонами, тогда особенных бы не было. Но у людей всё же есть кое-что общее: в основной массе, у них одна голова, одно туловище, две ноги и две руки."

Не понимаю, это как? Человек особенный отличается от обычных рук-ног другого особенного человека?
Ситуация "чем дальше в лес, тем больше дров".

Наверное, это странно), но почему то думается, далеко не все особенности делают нас особенными. Высокий рост, музыкальный слух и аллергия бывают у совершенно обычных людей. Вспоминаю одного из соседей - ооочень высокий мужчина, за два метра будет - самый обычный человек. Подруга детства, которая в музыкальную школу ходила - слух есть, но обычная. А про аллергии в нынешнее время и говорить нечего.

Таким образом, в реальности далеко не всё, что нас отличает, делает нас особенными.
Однако, как это ни странно, педагог-психолог права, говоря, что

особенный - не такой, как все.

В словарях на Академике мы находим именно такое определение слову "особенный". Могу ли я сказать, что

крокодил - ОСОБЕННЫЙ, потому что НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ страусы?

Как вам? Шедевр! Не поспоришь! Ведь, правда, не такой, как все страусы.

 

 
Благодаря чему манипулируем?
Первое, что можно отметить, в нормальной логике мы сравниваем вещи одного ряда или вещи по одинаковым признакам. Например, мы сравниваем крокодилов между собой, а страусов между собой. Или можем сравнить крокодилов и страусов по длине их тела, по весу.
То есть, формируется аналогичный ряд или ряд подобия, среди которого происходит сравнение.

Как видите, фраза

"крокодил - ОСОБЕННЫЙ, потому что НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ страусы"

выстроена с нарушением принципа подобия.

Крокодилы и страусы, как виды, не образуют аналогичного ряда.
В нормальной логике фраза может звучать так:

(этот) крокодил особенный, потому что не такой как все (крокодилы),
(где аналогичный ряд образован видом крокодилов, и конкретный крокодил - один из них),

или

крокодил особенный, потому что не такой как все животные,
(где ряд образован животными, и вид крокодилов - один из них).

Как видим, аналогичные ряды формируются не абы как, а в соответствии с принципом подобия. То есть, вещи и явления должны иметь некие общие, подобные характеристики, которые будут являться определяющими для сформированного аналогичного ряда и благодаря которым можно производить сравнения.

Аналогичный ряд определяется признаками заявленной вещи или явления. Если заявлен крокодил, то и ряд крокодиловый, а не страусовый. Существует и обратная взаимосвязь - из ряда подобия можно выделить только его члена. Если ряд образуют страусы, то речь можно вести только о какой-либо птичке-страусе, крокодил отдыхает.

Вернёмся к больным и особенным:

больной - ОСОБЕННЫЙ, потому что НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ.

Понятно, что ряд подобия с "больным" образуют по признаку болезней только "больные". Иными словами, больного можно сравнивать по признаку болезни лишь с больными:

(этот) больной особенный, потому что не такой как все (больные).

Здоровые и больные не образуют ряда подобия, они антагонисты, противоположны друг другу, потому несравнимы. Следовательно, больные не могут быть особенным по признаку болезни среди всех остальных здоровых людей, и болезни особенностями никого не наделяют, и не делают особенными. Как ни крути.

Подобные нарушения принципов природы влекут за собой тотальное искажение восприятия действительности. Картина мира, которую начинает видеть человек, становится отлична от реальности. Если для здорового человека ряды подобия являются совершенно естественным явлением во вселенной, то для человека, в сознании которого принцип подобия разрушен и для которого существуют ряды НЕподобия, последние и становятся естественны. Возьмите, хотя бы, так называемую гендерную психологию. Изобретение гендерного пола стало ярким примером воплощения ряда неподобия. То есть, на "научном" уровне открыто нарушается один из основных принципов мироздания, и половина мира вполне согласна с таким положением вещей. Это согласие влечёт за собой многие и многие проблемы и трагедии. Собственно, ничего другого нарушение принципов мироздания в сознании людей принести не может.

 
Категория: Болезни и особенности | Просмотров: 104