Романс "Белой акации гроздья душистые" в исполнении Людмилы Сенчиной.
Нежный, чистый голос, волшебные стихи и музыка. Прекрасный романс, который легко пленяет своей удивительной красотой не только слушателей, но и самих исполнителей.
Как рассказал каналу ТВЦ Александр Шпагин, кинокритик, историк кино, Сенчина, как только услышала мелодию, сразу влюбилась в неё. И она не одинока - многие исполнители вслед за ней не смогли отказать себе в удовольствии спеть романс.
Среди них певец Леонид Серебренников. Однажды с ним случился настоящий казус: "... я пел на сцене, а она стояла за кулисами. Я не знал, что она там стоит, растерялся и чувствовал себя очень неловко."
Многие певцы исполняли романс "тайком от Сенчиной, как-будто стесняясь и понимая, что перепеть её вряд ли удастся".
Однако, беспокоились они напрасно, у неё не было ревности. В 2017 году в интервью телеканалу Москва 24 певица сказала, что ей всё равно, что романс поют другие. Она первая исполнительница, и очень гордится этим.
Сенчина не просто стала первым исполнителем романса на сцене, она словно волшебством своего голоса сняла с него чары забвения. Как ни странно, романс, который до неё уже был исполнен, остался незамеченным, зрители его не расслышали. Прозвучал он в фильме "Дни Турбиных" (1976), для которого по заказу актёра и режиссёра Владимира Басова был написан композитором Вениамином Баснером на стихи поэта Михаила Матусовского.
Вероятнее всего, причиной тому стало исчезновение "Дней Турбиных" сразу после премьеры с экранов телевизоров. Фильм о "хороших" белых офицерах был "положен на полку" на долгие 10 лет, названный «гимном белогвардейщине». Басов смог увидеть на экране свой фильм второй раз лишь незадолго до смерти в 80-х годах.
Авторы переживали за судьбу романса, пока однажды к Баснеру в поисках новых песен для своего репертуара не зашла Людмила Сенчина. Композитор отдал ей переработанную версию стихов, в которой третий и четвёртый куплеты отличаются от исполненных в фильме - такие сведения можно обнаружить на просторах интернета. Сама же Сенчина всё в том же интерью 2017 года телеканалу Москва 24 рассказывает несколько иную историю.
Она жила в Ленинграде, там же жил Баснер. Дружили. И однажды Сенчина оказалась в гостях у композитора.
- Я пришла к нему в гости. Мы там выпили водочки немножко. Мы не особо гуляли, никто там особо не пил, но у него жена Мила. И Мила делала из... смородиновые листья... она забивала в бутылку смородиновые листья, и потом заливала водкой, и ставила бутылку в тёмный угол на две недели. Это была какая то сказка.
Они нажарили рыбы, сидели за столом, а Баснер всё время ходил и на скрипке наигрывал какую-то мелодию. Мелодия заинтересовала Сенчину, она спросила о ней у Баснера. Тот ответил, что они сейчас пишут музыку к "Дням Турбиных", и это музыка уже готовой песни. По выражению Сенчиной, Баснер показал ей песню. Но в тот раз она ушла от него без романса, а история имела продолжение.
Через какое-то время на некоем мероприятии Сенчина встречает Баснера, который предлагает ей спеть "Белой акации гроздья душистые". Он дал ей тот самый вариант, который прозвучал в фильме. Сенчину это "немножко смутило", поскольку текст был "конкретно к тематике этого фильма, к Булгаковской этой всей истории".
Надо понимать, хорошая работа поэта. Чтобы написать эти строки, Матусовский специально приезжал в Киев окунуться в атмосферу булгаковского Города, почувствовать её, ведь действие в "Днях Турбиных" разворачивается именно там. Вероятно, киевская акация так же сыграла свою роль в процессе создания стихов.
Сенчина всё же спела романс. И захотела переделать текст.
- Я говорю: "Давайте поговорим с Матусовским. Пусть немножко переделает мне слова. Такая песня получится классная." Я говорю: "Давайте, вот так, вот так, вот так." Мы поехали в Москву, мы пошли к Михаилу Матусовскому.
И Матусовский переделал.
Сад был умыт весь весенними ливнями.
В тёмных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными!
Как же мы счастливы были тогда!
В час, когда ветер бушует неистовый,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя.
Вероятно, именно при переделке более всего поэт вдохновлялся воспоминаниями о своей родине - Луганске, где акации росли и цвели в изобилии, насыщая воздух пьянящим ароматом. Естественно, эти воспоминания для поэта были связаны с детством, юностью, чем-то светлым, чистым и теперь уже невозвратимым. Подобную образность мы видим в тексте романса.
«Я любуюсь родиной, не жалею слез», и вот это – правда, это чувство нежности, и чувство обожания… Я никогда не была в Луганске, но он так много рассказывал, что я видела эти акации; и, по-моему, это город, в котором были необыкновенно теплые дружеские отношения... Это была как одна большая семья, так он мне рассказывал… Конечно это город, который был под № 1 в его сердце, несмотря на дальнейшую жизнь, несмотря на Москву, был первым, потому что там и папа был, и мама. И опять же, мне кажется, люди потрясающие, которые прожили всю свою жизнь и сумели сохранить кое-что очень важное... Знаете, говорят «провинциальный город», но отношения там были не провинциальные, а настоящие, истинные», – вспоминает Ирина, дочь Матусовского.
Но Сенчина была не совсем удовлетворена результатом и ещё поправила концовку романса:
- ... так вот поёшь "Белой акации гроздья душистые", и вдруг "Невозвратимы, как юность моя." И я думаю, что бы такое... и я говорю: "Неповторимы, как юность моя". Всё, сейчас все поют... Я зашла в какой то караоке-бар, все поют... вот это одно моё слово в конце.
Она считала, что такая малость, вероятно, никому не интересна, но для неё это что-то "очень-очень важное", и это для неё "любимейшая из историй".
Романс в репертуаре Людмилы Сенчиной был более 40 лет.
- Понимаете, аромат этого букета, аромат этого времени, аромат Вениной дачи, аромат этих чёрносмородиновых листьев - всё это переплелось в моём сознании навсегда в этот замечательный душистый букет. И, тем более, я сама с Украины, я знаю, что такое "белой акации гроздья душистые".
В своём интервью 2013 года журналу 7 Дней она объясняла:
- Такой весны, как там, я не знаю. Когда свежестью пахнет не молодая травка, не кора деревьев, а именно воздух, атмосфера.
И снова возвращаясь к романсу:
- Сколько бы я его не пела, сколько лет уже прошло, для меня вот этот запах, этот флёр вот этого всего не покидает меня, только начинается музыка, и я погружаюсь в это настроение.
---------------------------------------------------------
Рекомендую для чтения
большое интервью "обо всём" Людмилы Сенчиной журналу 7 Дней (2013)
шикарная статья к 100-летию со дня рождения Михаила Матусовского
удивительный и очень одесский рассказ про акацию в Одессе
рассказ А. Куприна, цитаты из которого использованы в предыдущем произведении
Комментарии
Отправить комментарий