Мир тесен: маяк в Португалии, "Пираты Карибского моря", Пётр I и Кижи - что общего?

 

Всё началось с маяка. С этой фотографии, где изображён маяк и разбивающиеся о каменный мол волны.

К сожалению, автор не указал никакой конкретной информации, и я начала своё интернет - расследование, чтобы узнать какие-нибудь подробности. Хотелось найти, быть может, легенду или интересную историю, которую любопытно было бы узнать, ведь маяки издавна окружены ореолом таинственности, романтичности и мистичности. Тогда я предположить не могла, что в процессе поиска лишний раз найду подтверждения высказыванию "мир тесен" и смогу узнать интересных историй много больше, чем об одном конкретном маяке.

Заглянув на страницу автора, я определила страну - ей оказалась Португалия. Уже кое-что, и я начала поиски. Путь оказался не настолько прост, как я предполагала, он завёл меня даже в Австралию - похожая картинка была опубликована на австралийском сайте, но потом, побывав на стоковых фотохостингах, я вернулась в Португалию. Мне удалось выяснить, что маяк носит имя Муди, расположен в устье реки Аве у города Вила-ду-Конде, что в северной Португалии (про маяк в инстаграм).

Однако, к моему огорчению, никаких результатов на конкретный запрос о маяке поиск не выдал. Пришлось идти обходным путём, надеясь найти хоть какую - нибудь информацию в рассказах о городе Вила-ду-Конде - их оказалось достаточно. 

Небольшой городок на побережье Атлантического океана. Первые упоминания о нём встречаются в документах Х века н. э. Однако, в действительности люди стали селиться здесь гораздо раньше - со времён палеолита. Эти берега помнят эпоху римского владычества. А времена географических открытий были значимым периодом для развития города благодаря местным верфям и торговле с новыми странами. В XIX веке Вила-ду-Конде угасал, и только туризм в ХХ веке спас положение - город снова ожил.

Добраться до Вила-ду-Конде от крупнейшего города северной Португалии - Порту, до которого 30 километров, можно на метро минут за 50. Да, так вот необычно для русского человека, пригородные поезда и электрички отдыхают. 

Через Вила-ду-Конде проходит паломнический путь в Сантьяго-де-Компостела, и жёлтые стрелки, которыми он отмечен, находятся прямо на улицах города.

Достопримечательности Вила-ду-Конде вполне соотносятся с многовековой провинциальной жизнью небольшого города - Колизея здесь нет, но посмотреть найдётся что. Например, древний монастырь, церкви и хорошо сохранившийся монастырский акведук, проходящий через город. А раз в четыре года на улицах Вила-ду-Конде происходят невероятные вещи - за ночь мостовые покрываются коврами из живых цветов. 

копирование фото без разрешения автора запрещено

Случается это в Праздник Тела Господня. Жители каждой улицы создают свой уникальный ковёр по заранее разработанному эскизу, который держался всё время подготовки в строжайшей тайне. Узоры каждый год создаются новые. В праздничный день до обеда все могут только смотреть на цветочные ковры (читайте рассказ, смотрите больше фото), а после того, как по ним пройдёт праздничная процессия, разрешается ходить всем остальным. 

Памятники Вила-ду-Конде во многом связаны с морской тематикой, поскольку жизнь города всегда была тесно связана с океаном. Это, прежде всего, памятники рыбакам, их нелёгкой доле. Есть даже своя Русалочка с кораблём в руках и бородатым мореходом в нём.

Отголоском давнего славного времени является точная копия каравеллы 15 века, пришвартованная в порту и носящая имя "Вила-ду-Конде". Это корабль - музей, в котором посетителей всегда встречают на палубе статуи капитана и капеллана.

И это не единственный парусник в порту Вила-ду-Конде. В апреле 2017 года оттуда уходил в своё очередное плавание некий фрегат "Штандарт". 

Вероятно, многим это название будет знакомо, особенно, если вы связаны с Петербургом или в вашей жизни присутствует морская тематика. 

Как следует из статьи на официальном сайте фрегата, тогда он всю зиму находился на ремонте в доке, и затем собирался открыть свой новый парусный сезон 2017 года.

Приглашались все желающие пройти 400 миль вдоль берегов Португалии из Вила-ду-Конде в Кадис, что в Испании, и получить "новые знания и навыки — работа с парусами и снастями, дневные и ночные вахты за штурвалом и полное погружение в жизнь моряков XVIII века. Приготовьтесь к тому, что волны Атлантики могут оказаться выше морских, а ветрa – сильнее, зато стаи дельфинов наверняка будут сопровождать нас на всём переходе." Поэтично. Но, тем не менее...

Почему русский парусник ремонтируется за границей? И после ремонта не спешит на родину? Что он из себя представляет, этот "Штандарт"? Может быть, обнаружится нечто интересное? 

И действительно, далее статья за статьёй открывали мне удивительную историю фрегата длиною в 20 лет. 

"Штандарт" - прежде всего учебный корабль.

Из статьи на сайте фрегата:

"Миссия проекта — воспитание через морскую практику, и теперь ещё больше молодых и активных людей смогут получить уникальный опыт морской практики и командной работы на историческом паруснике."

Однако, любви все возрасты покорны, и в действительности фрегат гостеприимно принимает на свою палубу всех: юных, молодых и зрелых, кто стремится жить под парусами.

 Родным портом для "Штандарта" является порт Петербурга. Фрегат, как оказалось, весьма знаменит, и, вероятно, за рубежом не менее, чем в России. А, может быть, и более, поскольку последние 11 лет находится именно там, а не на родине. Эмиграция эта вынужденная, связанная с пробелом в нашем законодательстве и ещё, как говорят, с человеческим фактором.

Как полагает его капитан, если бы фрегат зашёл в порт Петербурга, то в следующее плавние уже не вышел бы. Об этом в разные годы не единожды писалось в сми, однако, побороть бюрократию на протяжении многих лет не удавалось, и "Штандарт" вынужден был оставаться в заграничных водах. 

К счастью, в эмиграции фрегат живёт полной жизнью. Он совершает плавания по морям и океанам, участвует в фестивалях и гонках в разных странах, и даже снимается в кино. 

А ведь было время, когда он гордо проносил на своих мачтах алые паруса по акватории Невы и смотрелся весьма огранично в этой символической роли. С 2005 по 2009 годы фрегат был главным действующим лицом на всемирно известном празднике "Алые паруса" в Петербурге.

Собственно, символизм у него "в крови". Фрегат без преувеличения можно считать одним из символов России, для чего имеются веские основания: он - точная копия "Штандарта" Петра I, первого корабля, построенного на русских верфях для русского флота по личным чертежам царя в 1703 году. Тот первый "Штандарт", послужив родине, по окончании службы в 1719 году навсегда бросил якорь у Петропавловской крепости, где он должен был «храниться вечно как первенец флота и памятник отечественного кораблестроительного искусства».

Однако, с вечностью оказались проблемы, и уже при Екатерине он сильно обветшал, настолько, что восстановлению не подлежал. Императрица издала указ, в котором велела построить копию фрегата. Тогда указ выполнен не был, и только теперь через 270 лет исполнен частным образом.

Капитан Владимир Мартусь. Человек в кораблестроениии не случайный - выпускник Ленинградского кораблестроительного института.

Но почему исторический парусник? Может быть, есть связь... Помнится, несколько лет назад мне попалась на глаза передача про клуб "Полярный Одиссей" в Петрозаводске, где строили различные деревянные суда, как встарь. К сожалению, теперь это видео найти не удалось, лишь кадры оттуда:

Журналист познавала все прелести хождения под парусами на лодье "Святитель Николай". На таких ходили русские поморы в дальние страны, в Англию, например. 

Спустя какое-то недолгое время мне снова встретился "Святитель Николай". В другом видео - про Кижи. Впечатление, как нежданно - негаданно встретить старого знакомого. А, может, волшебство? Словно переплыл "Святитель Николай" из одного кадра в другой.


Знаменитые Кижи известны, прежде всего, как музей деревянного зодчества под открытым небом, где сохраняются традиции Русского Севера. Однако, островное расположение также сыграло значительную роль в жизни местного населения: лодка на Онеге - основное средство передвижения. 

На острове исторически появился свой тип лодки - кижанка. Музей взялся сохранить местную культуру судостроения, и таким образом здесь существует лодочная мастерская, уже более 20ти лет проводятся каждый год яркие и красочные в любую погоду Кижские регаты, в которых принимают участие и суда "Полярного Одиссея".

Деятельность "Полярного Одиссея" при более близком знакомстве начинает вызывать неподдельное уважение своей масштабностью, целеустремлённостью, верностью идее и родному краю. За четыре десятилетия своего существования он заматерел хозяйством, в котором музей, собственная верфь, школа. С верфей клуба сошли порядка 40 различных исторических судов. Плодотворен оказался труд петрозаводских корабелов. Впечатляет.

А фрегат "Штандарт" был построен на пустыре у Смольного. В заброшенном парке на берегу Невы соорудили избу-мастерскую, 4 ноября 1994 года заложили киль, и дело пошло.

И снова не просматривается в прессе никаких связей с "Полярным Одиссеем", как будто две параллельные вселенные, существующие каждая сама по себе. 

Строительство шло 5 лет собственными силами, силами добровольных помощников и присоединявшихся компаний, в том числе зарубежных. Сильное впечатление производит история англичанина Грегори Палмера, историка, который в 1992 году после недельного знакомства с командой русской шхуны «Святой Петр», первого исторического корабля, построенного Мартусем, бросил всё на родине и уехал жить и позже строить "Штандарт" в Петербург. Его жена Энн переехала вслед за ним, но через некоторое время судьба их снова разлучила - уже навсегда - Грегори не стало, но Энн осталась и продолжила дело своего мужа.

На шхуне "Святой Петр", строительство которой стало первым опытом воплощения его детской мечты, Мартусь плавал 4 года, а потом её пришлось продать для того, чтобы строить "Штандарт". 

Шхуна, проданная уже другому англичанину, сначала возила туристов по Карибскому морю, а потом, по словам журналиста «МК» в ПИТЕРЕ», стала настоящей знаменитостью - она принимала участие в съёмках "Пиратов Карибского моря" в роли пиратской "Чёрной жемчужины".

И, всё - таки, мир тесен! В одной из статей связь обнаружилась самая прямая - Мартусь был членом "Полярного Одиссея" в 80-х годах прошлого века, задолго до постройки "Штандарта", оттого в статьях про фрегат не возникала тема клуба. Мартусь даже принимал участие в знаменитом походе на Шпицберген на коче "Помор" в качестве старшего помощника капитана, который состоялся в 1989 году. О чём на сайте клуба есть видео, правда, увидеть его можно только после регистрации, и есть видео на ютубе.

Старинные, можно даже сказать, родственные связи проявились во время впечатляющего своим размахом спуска "Штандарта" на воду в 1999 году, когда члены клуба Юрий Наумов и Александр Скворцов были приглашены в качестве почётных гостей, но не смогли пробраться через многотысячную толпу к месту события.

Тогда на встрече с товарищами Мартусь пообещал прийти на фрегате к ним в гости в Кижи.

Почему "к ним" в Кижи, а не в Петрозаводск? Как оказалось, всё повязано: Юрий Наумов - старший научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи» и основатель Кижской регаты.

На фрегате или нет, но как минимум один раз Мартусь в Кижах бывал в 2008 году - принимал участие в Круглом столе по вопросам изучения и сохранения традиционного судостроения и судоходства на Северо-Западе России. Давно это было. 

И вот, наконец, теперь Мартусь снова может прийти в Кижи, и точно на "Штандарте" - здравый смысл восторжествовал, и фрегат признали на родине. Капитан надеется, что все формальности утрясутся вскоре окончательно и бесповоротно, и летом 2021 года он сможет пристать к берегу в родном порту Петербурга.

P. S. Вишенка на торт:

 "Штандарт" и тот самый маяк, с которого всё началось, кадр из видео о выходе в море фрегата после ремонта на верфях Вила-ду-Конде.


Посмотреть, где сейчас находится "Штандарт"

Рекомендуемые статьи:

статья 1997 года от участника строительства фрегата

статья 2007 года про капитана Владимира Мартуся

статья 2013 года про оригинальный "Штандарт"

статья 2014 про историю создания и историю с эмиграцией

интервью Мартуся 2014 года про создание, причины эмиграции, жизнь в эмиграции

статья в «МК» в ПИТЕРЕ» 2019 года

статья  про создание клуба "Полярный Одиссей"

из документальной повести о "Полярном Одиссее"

Комментарии