21:45 |
Как помочь ребёнку пережить его неприятности и проблемы
У вашего ребёнка-школьника случилась неприятность. Конечно, без переживаний не обойтись. И если в дошкольном возрасте с большой вероятностью успеха можно успокоить ребёнка лаской и переключением его внимания, то в школьном возрасте этого будет уже недостаточно. Ребёнок становится старше, у него возрастает осознанность восприятия окружающего мира. Собственные успехи и промахи так же получают более чёткие и конкретные очертания в его сознании. Переживания по поводу последних становятся много глубже и устойчивее по сравнению с проявлением в прежние дошкольные времена. Конечно, многое зависит от характера ребёнка. Одни дети могут быть не слишком впечатлительными, тогда как для других случившееся станет поводом для сильных переживаний . Переживания сами по себе являются необходимым элементом развития личности человека. Отсутствие их достаточного опыта увеличивает риск вырастить чёрствого и эмоционально безжизненного человека, для которого даже боль самых близких людей не будет иметь никакого значения. Поэтому мы не ставим целью совершенно избавить ребёнка от переживаний. Другое дело, если он зацикливается на них, реагирует чрезмерно эмоционально или слишком долго переживает. В таких случаях возникает необходимость помочь ребёнку преодолеть свою излишнюю впечатлительность. Если этого не сделать, то эта негативная черта может со временем привести к возникновению страхов, комплексов или даже к проблемам с психикой. Идея помощи заключена в том, чтобы отослать ребёнка к его личному опыту переживания неприятностей и проблем. Начните объяснения рассказом о себе, поставьте себя на одну доску с ним. Ваша речь может прозвучать следующим образом: - Знаешь, я вспоминаю себя в детстве. У меня тоже случались всякие неприятности. Много-много раз. Если вы помните какой-нибудь конкретный случай, расскажите его: - Помню, в третьем классе я разбил вазу на учительском столе. Учительница у нас добрая была, сразу поняла, что я не специально, поэтому меня не ругали. Расскажите о своих чувствах подробнее, чтобы ребёнок смог соотнести своё состояние с вашим, сделав акцент на вашем восприятии случившегося, как исключительного события: - Но мне так стыдно было, так обидно. Я очень переживал. Тогда казалось, что ничего больше в мире не существует - только разбитая ваза и я со своими переживаниями. И время как будто застыло на месте. Вернитесь в нынешнее время и дайте современную оценку прошлым событиям, показав таким образом путь трансформации восприятия во времени и объясняя его: - А теперь я вспоминаю ту историю с улыбкой и думаю, эх, вот бы сейчас мне попадались бы только заботы из моего детства. Так происходит со всеми. С тобой будет также. Когда ты станешь взрослым, будешь вспоминать свои детские переживания с улыбкой. Подтвердите свои объяснения, обратившись к личному опыту ребёнка: - Вспомни себя 2 (3, 5 лет и т. д) года назад. Помнишь, как ты тогда плакал, если у тебя случались неприятности? Тогда они тебе тоже казались большими и серьёзными. Ты так расстраивался. А теперь? Ты даже о них не вспонимаешь никогда. Разве теперь ты видишь их серьёзными? Нет, конечно, правда? Дайте прогноз на будущее ребёнка, используя его личный опыт, проведя связь между прошлым и будущим, показывав тем самым реальную значимость нынешних проблем: - Так же случится и с твоими нынешними проблемами - пройдёт время, ты сам станешь удивляться, почему так сильно расстраиваешься теперь. Твои сегодняшние заботы будут казаться тебе такими мелкими и несерьёзными. Подумай сам. Очень серьёзные проблемы - это когда кушать нечего, когда люди болеют сильно, когда зима, а у тебя сапоги дырявые и новые купить денег нет... То, что случилось с тобой - конечно, неприятно, но мы же переживём? Конечно, переживём. Если в ситуации можно найти какой-либо позитив, укажите его: - Тем более, что ты сделал это не специально и извинился. Задайте финальный настрой: - Успокаивайся и пойдём заниматься другими делами... |
Категория: Детские проблемы | Просмотров: 111 |